Сравни прозрачность снега и льда. Свойства снега и льда

Урок «Свойства снега и льда».

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «А»

Учитель: Исаенко Маргарита Владимировна
Цели:

* познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда;

* формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;

* познакомить с учёными – покорителями Арктики;

* развивать воображение, наблюдательность;

* воспитывать любовь к родной природе;

* Познакомить с русским промыслом – вологодским кружевом;
Оборудование:

* снег и лёд,

* стаканы, блюдца,

* цветная бумага,

* презентация,

* набор для модели круговорота воды в природе,

* куклы – Снежинка и Льдинка.

* карточки 1, 2, 3.
Ход урока:

I . Организационный момент

2. - Кто угадай-ка

Седая Хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки? (зима)

Сегодня мы продолжим говорить о зиме, о зимних явлениях в неживой природе. Презентация. Слайд 1 (Зимний пейзаж) (1 мин)


3. Проверка домашнего задания

Какие наблюдения над природой вы сделали? (дневник наблюдений).

Что изменилось за прошедшие дни декабря?(1 мин)
На ПК:

Вода в природе встречается в:

1) 2 состояниях

2) 3 состояниях

3) 4 состояниях.

Снег и лёд находятся в:

1) Жидком состоянии

2) Газообразном состоянии

3) твёрдом состоянии.


Какие осадки выпадают зимой?


  1. дождь
Как называется явление, когда реки покрываются слоем льда?

  1. ледоход

  2. ледостав

  3. ледокол. (3 мин)



- Странная звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)


С. 39 учебника – вопросы к теме. (3 мин)


Презентация. Слайд 2
4 -.Он чист и ясен, как алмаз,

Цены себе не знает,

Родною матерью рождён

И сам её рождает. (лёд)

Презентация. Слайд 3 (1 мин)

5.- У нас на уроке гости – Снежинка и Льдинка.

Снежинка 1:

В небе зародилась из капельки воды

Звездочка резная дивной красоты.

Хрусталиком искристым с неба прилечу,

Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка 2:

И я тоже капелькой чистой была.

А когда замерзла, словно замерла.

Тоже я искристая, ростом невеличка.

Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!!

Снежинка 3:

А вот и нет!!

Я – из солнца, серебра!!

Ты же – мутная вода!

Просто замарашка!!

Тоже мне, близняшка.

Льдинка 4:

Да опомнись!! Вот так да!!

Все же, я твоя сестра!!

Учитель:

Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?

О чем они вас просят?

Доказать, что они родные сестры.

Учитель:

Чтобы доказать родство снега и льда, нам нужно исследовать их свойства. А помогут нам в этом опыты. (2 мин)
II. Новый материал.


  1. Практическая работа.

Учитель.

Положим в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставим их на некоторое время в сторону


Опыт 2.
Учитель.

Ребята, а какой ваш любимый цвет? Может быть, он есть среди квадратов цветной бумаги у нас на доске? А какой цвет у снега? Найдите квадрат, по цвету соответствующий снегу. Покажите. Верно. Белее снега нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии.


А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный.
Опыт 3.
Учитель:

Возьмём блюдце с цветной бумагой. Положим на него тонкий слой снега, а рядом - пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?


Дети. Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.
Учитель. А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить снег. Получается? А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать?


Дети. Снег - рыхлый, лёд - плотный.
Опыт 4.

Учитель.

Установим еще одно свойство льда. (Учитель дробит лёд. Лёд раскалывается)


- Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда?
Дети. Лёд - хрупкий.
Учитель.

Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему?
Дети. Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется.

В стакан с водой опустить лёд и в другой стакан - снег.

Опишите, что видите? (5 мин)


Презентация. Слайд 4. (полярная станция, Ладога) (3 мин)



Далее завершается работа по первому опыту.
Учитель. Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Так что такое снег и лёд?
Дети. Снег и лёд- это замёрзшая вода.
Учитель. Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры?
Дети. Да, доказали. (2 мин)
6. Обобщение. У детей карточки с заданиями.
Снег и лёд – это вода в ____________ состоянии.

Цвет снега___________, а лёд _______________.

Непрозрачный, а _____________ прозрачный.

Снежинки образуются из __________________ ___________.

(3 мин)






7.Физминутка. Музыка.
Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли. (1 мин)


8. Новый материал (продолжение)

Но, откуда же берётся снег?

(самостоятельная работа уч-ся – чтение с.39) (3 мин)



- Проиллюстрируйте образование снега (макет на доске). (2 мин)



9. Снег и лёд в природе
Снежинка 5:

В природе мы царим везде

На благо матушке – земле.

Льдинка 6:

Услышать мы хотим сейчас

Где вы ещё встречали нас?

1) Учитель:

Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах. Отгадайте, о каких явлениях природы, связанных со снегом и льдом, идёт речь?
На стекле вдруг вырос лес

Полный сказок и чудес,

Появились белы горы

То морозные ….. (узоры)

В белом бархате деревня –

И заборы и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт. (иней)
Презентация. Слайд 5 (иней) (3 мин)
- И, наверное, вологодские мастерицы, глядя на эту красоту, захотели создать своими руками что-то подобное. (Слайд 6) (2 мин)



- Посмотрите, как много в нашем снежном царстве разных красивых снежинок. (Слайд 7.) (2 мин)
- Давайте создадим свои снежинки для украшения для класса. (Дети под руководством учителя вырезают из салфеток снежинки). (8 мин)
10.Итог урока:

Презентация. Слайд 7. Вопросы:

Сегодня на уроке я узнал…..

Сегодня на уроке я удивился ……….

Дома я…………… (3 мин)


- А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Учитель:

Вдруг подуло теплым ветром,

В небе солнце заискрилось,

Все сугробы потемнели –

В город к нам пришла весна.

Что же стало с нашей Льдинкой?

Льдинка 7:

Я ужасно огорчилась,

Что Снежинка не признала

Факт, что я её сестра…

Снежинка 8:

И под солнышка лучами

Льдинка плакала от горя.

И, растаяв, превратилась

Снова в капельку воды.

Льдинка 9:

И Снежинка, между нами,

Победив со мною в споре,

Капелькой влилась весною

В полноводные ручьи.

Учитель:

Тут и встретились сестрёнки

Среди миллиона капель.

Сразу же узнав друг друга

Засмеялись, обнялись.

Снежинка 10:

И о том, что будем вместе

Летом с неба ливнем падать,

Льдинка 11:

А зимой кружиться в небе

Снегом белым, поклялись. (3 мин)

Плотность, теплопроводность и теплоемкость льда в зависимости от температуры

В таблице приведены значения плотности, теплопроводности, удельной теплоемкости льда в зависимости от температуры в интервале от 0 до -100°С.

По данным таблицы видно, что с понижением температуры удельная теплоемкость льда уменьшается, а теплопроводность и плотность льда, напротив, растут. Например, при температуре 0°С плотность льда имеет значение 916,2 кг/м 3 , а при температуре минус 100°С его плотность становится равной 925,7 кг/м 3 .

Значение удельной теплоемкости льда при 0°С составляет 2050 Дж/(кг·град). При снижении температуры льда с -5 до -100°С его удельная теплоемкость снижается в 1,45 раза. Теплоемкость льда в два раза меньше .

Теплопроводность льда при понижении его температуры с 0 до минус 100°С увеличивается с 2,22 до 3,48 Вт/(м·град). Лед более теплопроводен, чем вода — он может проводить в 4 раза больше тепла при одинаковых граничных условиях.

Следует отметить, что плотность льда меньше , однако с понижением температуры плотность льда растет и при приближении к абсолютному нулю температуры плотность льда становится близка к величине плотности воды.

Таблица плотности, теплопроводности и теплоемкости льда
Температура, °С Плотность, кг/м 3 Теплопроводность, Вт/(м·град) Теплоемкость, Дж/(кг·град)
0.01 (Вода) 999,8 0,56 4212
0 916,2 2,22 2050
-5 917,5 2,25 2027
-10 918,9 2,30 2000
-15 919,4 2,34 1972
-20 919,4 2,39 1943
-25 919,6 2,45 1913
-30 920,0 2,50 1882
-35 920,4 2,57 1851
-40 920,8 2,63 1818
-50 921,6 2,76 1751
-60 922,4 2,90 1681
-70 923,3 3,05 1609
-80 924,1 3,19 1536
-90 924,9 3,34 1463
-100 925,7 3,48 1389

Теплофизические свойства льда и снега

В таблице представлены следующие свойства льда и снега:

  • плотность льда, кг/м 3 ;
  • теплопроводность льда и снега, ккал/(м·час·град) и Вт/(м·град);
  • удельная массовая теплоемкость льда, ккал/(кг·град) и Дж/кг·град);
  • коэффициент температуропроводности, м 2 /час и м 2 /сек.

Свойства льда и снега представлены в зависимости от температуры в интервале: для льда от 0 до -120°С; для снега от 0 до -50°С в зависимости от уплотненности (плотности). Температуропроводность льда и снега в таблице приведена с множителем 10 6 . Например, температуропроводность льда при температуре 0°С равна 1,08·10 -6 м 2 /с.

Давление насыщенного пара льда

В таблице приведены значения давления насыщенного пара льда при сублимации (переход льда в пар, миную жидкую фазу) в зависимости от температуры в интервале от 0,01 до -80°С. Из таблицы видно, что с понижением температуры льда давление его насыщенного пара снижается .

Источники:

  1. Волков. А.И., Жарский. И.М. Большой химический справочник. — М: Советская школа, 2005. — 608 с.

Урок «Свойства снега и льда».

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «А»

* познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда;

* формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;

* познакомить с учёными – покорителями Арктики;

* развивать воображение, наблюдательность;

* воспитывать любовь к родной природе;

* Познакомить с русским промыслом – вологодским кружевом;

Оборудование:

* снег и лёд,

* стаканы, блюдца,

* цветная бумага,

* презентация,

* набор для модели круговорота воды в природе,

* куклы – Снежинка и Льдинка.

* карточки 1, 2, 3.

Ход урока:

I . Организационный момент

2. - Кто угадай-ка

Седая Хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки? (зима)

Сегодня мы продолжим говорить о зиме, о зимних явлениях в неживой природе. Презентация. Слайд 1 (Зимний пейзаж) (1 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image002_26.jpg" width="239" height="179 src=">

3. Проверка домашнего задания

Какие наблюдения над природой вы сделали? (дневник наблюдений).

Что изменилось за прошедшие дни декабря?(1 мин)

Вода в природе встречается в:

1) 2 состояниях

2) 3 состояниях

3) 4 состояниях.

Снег и лёд находятся в:

1) Жидком состоянии

2) Газообразном состоянии

3) твёрдом состоянии.

https://pandia.ru/text/78/207/images/image004_16.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">

С. 39 учебника – вопросы к теме. (3 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image008_10.jpg" width="239" height="179 src=">

Снежинка 1:

В небе зародилась из капельки воды

Звездочка резная дивной красоты.

Хрусталиком искристым с неба прилечу,

Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка 2:

И я тоже капелькой чистой была.

А когда замерзла, словно замерла.

Тоже я искристая, ростом невеличка.

Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!!

Снежинка 3:

А вот и нет!!

Я – из солнца, серебра!!

Ты же – мутная вода!

Просто замарашка!!

Тоже мне, близняшка.

Льдинка 4:

Да опомнись!! Вот так да!!

Все же, я твоя сестра!!

Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?

О чем они вас просят?

Доказать, что они родные сестры.

Чтобы доказать родство снега и льда, нам нужно исследовать их свойства. А помогут нам в этом опыты. (2 мин)

II. Новый материал.

1) Практическая работа.

Положим в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставим их на некоторое время в сторону

https://pandia.ru/text/78/207/images/image010_10.jpg" width="239" height="179 src=">

А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т. е. бесцветный.

Возьмём блюдце с цветной бумагой. Положим на него тонкий слой снега, а рядом - пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?

https://pandia.ru/text/78/207/images/image012_5.jpg" width="239" height="179 src=">

Дети. Снег - рыхлый, лёд - плотный.

Установим еще одно свойство льда. (Учитель дробит лёд. Лёд раскалывается)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image014_7.jpg" width="239" height="179 src=">

Презентация. Слайд 4. (полярная станция, Ладога) (3 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image016_7.jpg" width="239" height="179 src=">

Учитель. Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Так что такое снег и лёд?

Дети. Снег и лёд - это замёрзшая вода.

Учитель. Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры?

Дети. Да, доказали. (2 мин)

6. Обобщение. У детей карточки с заданиями.

Снег и лёд – это вода в ____________ состоянии.

Цвет снега___________, а лёд _______________.

Непрозрачный, а _____________ прозрачный.

Снежинки образуются из __________________ ___________.

https://pandia.ru/text/78/207/images/image018_5.jpg" width="239" height="179 src=">

https://pandia.ru/text/78/207/images/image020_7.jpg" width="239" height="179 src=">

7.Физминутка. Музыка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли. (1 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image022_6.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">

А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Вдруг подуло теплым ветром,

В небе солнце заискрилось,

Все сугробы потемнели –

В город к нам пришла весна.

Что же стало с нашей Льдинкой?

Льдинка 7:

Я ужасно огорчилась,

Что Снежинка не признала

Факт, что я её сестра…

Снежинка 8:

И под солнышка лучами

Льдинка плакала от горя.

И, растаяв, превратилась

Снова в капельку воды.

Льдинка 9:

И Снежинка, между нами,

Победив со мною в споре,

Капелькой влилась весною

В полноводные ручьи.

Тут и встретились сестрёнки

Среди миллиона капель.

Сразу же узнав друг друга

Засмеялись, обнялись.

Снежинка 10:

И о том, что будем вместе

Летом с неба ливнем падать,

Льдинка 11:

А зимой кружиться в небе

Снегом белым, поклялись. (3 мин)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.


Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое», «Художественно-эстетическое развитие».
Воспитатель: Вингалова С.А.
Тема:
Свойства снега и льда.
Цель:
Расширять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда;
Задачи:
- повторить правила поведения на прогулке;
- упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;
- воспитывать умения договариваться друг с другом при работе в подгруппе.

Оборудование: поделка снеговика, снежинки, письмо, пропуска, знаки, материал и посуда для опытов.

Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята вы любите сюрпризы? Возьми друг друга за руки, закройте все глаза и послушайте звуки.
Слушаем звуки зимы.
Воспитатель: Докажите звуки, какого времени года вы услышали? Сейчас какой идет месяц зимы? (Последний - февраль)
А что тут спрятала нам зима под белым покрывалом?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Как он к нам попал?
Из какого снега мы лепим снеговика? Ребята, посмотрите у него письмо.
Текст письма: Ребята, помогите, пожалуйста, вернуть моего друга Кая из царства снежной королевы. Герда
Воспитатель: Как вы думаете, справимся мы с таким заданием?
Воспитатель: Ребята, из чего состоит царство этой королевы? Чтобы спасти Кая, мы должны с вами повторить свойства снега и льда.
Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой. Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки.
Воспитатель: Что это у нас на пути? Снежинки.
Воспитатель: Какие они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?
Первое задание отгадать загадки:
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло (Снег).
Воспитатель: - Что вы знаете о снеге, какой он? Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый (выставляются знаки - схемы).
Воспитатель: Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно:
«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)
- Что такое лёд? Как он получается?
- Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)
Воспитатель: Деление детей на три подгруппы . Возьмите пропуска - карточки в снежную лабораторию: снежинка, лед, вода. Теперь каждый встанет у своего рабочего столика.
Вы знаете, какой снег и лед на вид. А ведь царство Снежной Королевы состоит изо льда и снега. Снеговик взял из её царства снег и лед нам для опытов.

  1. Основная часть. Опыты в лаборатории.

1.Опыт « Таяние льда»
Оборудование и материалы: Кусочки льда, шуба (или другая теплая одежда), фольга, полиэтиленовый пакет, бумага, ткань.

Опыт: Сейчас мы узнаем, как можно растаять быстрее её царство, используя разные средства? Возьмите льдинку ложкой, положите в баночку и заверните в любой материал. Теперь определим время таяния льда.
Первая группа : завернёт в шубу.
Вторая группа: завернёт в фольгу.
Третья группа: завернёт в ткань.
А я, положу в газету и одну оставим на тарелке.
Вывод: Лед на открытом воздухе быстрее растаял, то остальные льдинки нет, а в шубе всех дольше.

2. Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Задание:
нам нужно узнать, что тяжелее: снег, комок снега или лёд?
Первая группа, ваша задача - опустить в воду рыхлый снег при помощи ложки. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья - лёд.
Вывод:
Первая группа - рыхлый снег тает и тонет.
Вывод: Снег это вода, он тяжелее воды.
Вторая группа - снежный комок держался на воде, постепенно утонул.
Вывод: снежный комок чуть легче рыхлого снега.
Третья группа - лёд постепенно тает, но не тонет.
Вывод: Лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха. А воздух легче воды.

Проверка времени, затраченного на первый опыт.
- Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд - это вода, но со снегом нам будет труднее справиться, чем со льдом.

Игра «Хорошо - плохо»
Воспитатель: - Ребята давайте выясним, снег - это хорошо или плохо?
- Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
- Для кого и когда снег - плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
Воспитатель: - Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды - оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
- Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Физкультминутка «Зимние забавы» (под песенку «Сами саночки бегут….» проводится имитация игры в снежки и изображение снежных фигур).

Воспитатель: - Ребята, снеговик попросил придумать знаки-символы по правилам поведения на улице зимой для Кая и Герды.
Определение с детьми символов: красный круг - запрещение, синий квадрат - предупреждение.
- Вспомним правила. Как надо вести себя на прогулке? (Тепло одеваться, не трогать металлические предметы, не бросать снежные комки в людей, кататься с горки по одному, не раскатывать прохожие дорожки, быть осторожными на льду.)
Объяснение схем с правилами поведения на улице.
Экологическое задание.
3.Опыт: Чистота снега и льда.
Воспитатель: Мы вчера с вами занесли снег, лед и разложили их по баночкам. Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло).
Воспитатель: Что вы видите в баночке? (вода грязная). Ведь снег, когда идет чистый, почему он стал таким грязным? (ответы).
Можно ли сделать, чтобы снег был всегда чистым? Почему нельзя пробовать снег, сосульки на улице?
Воспитатель: Снеговик приготовил интересные опыты для вас со льдом.
4.Опыт: « Лед и соль»
Оборудование:
Кусочки льда, соль, песок.
Положите на тарелку лед. Посыпьте его солью, что происходит и почему?
Дети: Лед трескается от соли и тает.
Вывод: Соль растворяет лед, а соленая вода замерзает при сильном морозе. Треск получился от температур между льдом и солевым раствором.
Почему у людей зимой обувь сверху белая? (дорожки посыпают солью и песком)

5.Опыт «Почему деревья в инее?»
Оборудование: Соль, снег, непрозрачная ёмкость, тарелка с водой.
Первая группа и третья: Смешайте соль, снег в непрозрачной ёмкости.
Вторая группа - оставит снег на тарелке с небольшим количеством воды. Что появилось на поверхности банки и почему в тарелке все замерзло?
Вывод: На поверхности бутылки появился иней, а вода в блюдце превратилась в лед. Этот опыт показывает, как на деревьях появляется зимой иней. От перепада температуры на улице.

6.Опыт « Шипящий лед»
Оборудование: Замороженные кубики льда из соды, воды, красителя; уксус с водой 1:1, пипетка.
Капаем уксус на лед. Почему происходит шипение?
Вывод: Происходит химическая реакция соединения уксуса и соды с образованием угольной кислоты, которая распадается на воду и углекислый газ, в виде пузырьков.
Воспитатель: - Вот и закончились наши исследования, подведём итог. Как вы можете растопить царство снежной Королевы? Что вам больше всего запомнилось и что было трудно?
Дети: Использовать соль, чтобы было очень тепло на улице.

Воспитатель: Теперь вы готовы спасти Кая. Оправляемся к снеговику. А где он? Что с ним случилось? Посмотрите от него остались только следы снега, давайте соберём снеговика по частям. Ребята скоро весна сможет ли снеговик у нас сохраниться? Ведь мы должны спасти Кая, давайте поменяем их местами, отправим снеговика к Снежной королеве, а Кай вернется к своей сестре. Садитесь в круг. Звучит музыка зимы.
Вам интересно узнать встретились Кай и Герда или нет, давайте посмотрим на экран. Картинка Кая и Герды вместе.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №44 «Сказка»

Проектно-исследовательская работа

«Что такое снег?»

«Что такое лёд?»

Воспитатель:

Белянская Любовь Сергеевна

    Тип проекта – исследовательско-творческий

    Вид проекта – групповой, краткосрочный

    Вид детской деятельности – познавательно-исследовательская

    По составу участников: дети старшей группы

Цель:

    Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

    Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

    Активизация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Задачи исследования:

    Узнать, что такое снег и как он образуется.

    Узнать, почему скрипит снег.

    Изучить свойства снега.

    Рассмотреть формы снежинок.

Определить чистоту снега.

    Узнать, что такое лед.

    Формы нахождения.

    Месторождения и образование льда.

    Структура льда.

    Что такое снежинка.

Методы исследования :

    Изучение природоведческой литературы по данной теме;

    Наблюдения;

    Проведение опытов;

    Анализ полученных результатов путем сравнения.

Объект исследования : снег и лед.

I этап – Информационно-технологический :

    Подбор материала по теме проекта;

    Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.

I I этап – Практический:

    Экскурсия на участок с целью наблюдения за зимними природными явлениями (снег, иней на деревьях, гололед);

    Работа с иллюстрациями «Природные явления»;

    Целевая прогулка – эксперимент: свойства снега: легкий, рыхлый. Изготовление снеговика;

    Составление рассказов детьми «За что я люблю зиму»;

    Научно - экспериментированная деятельность «Свойства снега»;

    Рисование на тему «Снежные забавы»;

    «Лаборатория Всезнайки» - экспериментирование

со льдом.

III этап – Результативный:

    Папка-передвижка «Снежные забавы»;

    Фотогазета « Мы - исследователи»;

    Снежный городок на территории детского сада.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :

    Расширение экспериментальным путем знаний у детей о свойствах снега и льда.

    Возможность найти решение познавательной задачи и умение делать выводы.

    Проявление интереса к исследовательской деятельности.


Свойства снега и льда.

Опыт 1. Снег мягкий, легкий. Лед плотный и хрупкий. Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок. Лед легко раскалывается.

На мягком снегу видны следы. Снег очень легкий!

Мы проверили – лед хрупкий!

Опыт 2. Снег скрипит.

Вывод : Скрип снега слышен при морозе. Основной причиной хруста снега считается ломание кристалликов, из которых состоит снежинка.

Опыт 3. Определение прозрачности и цвета.

Вывод: Картинку под снегом не видно. Лед прозрачный, а снег – непрозрачный. Снег белый, лед бесцветный



Сквозь льдинку видно друга!

Опыт 4. Снег и лед легче воды.

Лед плавает в воде.

Опыт 5. Воздействие температуры.

Вывод: Под действием тепла снег и лед превратились в воду. В тепле снег и лед быстро тает. Но снег тает быстрее льда.


Ладошки холодные и мокрые!

Опыт 6. Образование льда . Изготовление цветных льдинок.

Вывод: На морозе вода превращается в лед.


Наливаем цветную воду и …на мороз.

Ура! Льдинки готовы!

Опыт 7. Что такое иней.

Вывод: Снег и иней − одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки − это пар, который замерз в облаках, а иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках.


Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней)

Опыт 8. Ледяной секретик.

Вывод: Лед прозрачный и хрупкий, скользкий. Поэтому очень опасный для человека, если не соблюдать осторожность.


Где можно встретить лед?

Существуют такие разновидности льда, как озерный лед, морской, речной.

Всем знакомы ледяные сталактиты, по-простому названные «сосульками». Эти сосульки растут везде на поверхности при медленной кристаллизации (замерзании) капающей и стекающей воды при разнице температур. «Сосульки» обыденны и в ледяных пещерах.

Выводы исследования:

Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это − изморозь .

Лед - является кристаллическим состоянием воды. Лед бесцветный, стеклянный блеск, прозрачный.

Снежинка – снежный кристалл в форме шести лучевого многогранника.

Обобщение знаний о свойстве снега и льда.

Состояние воды

Свойства

Прозрачность

Действие тепла

Другие свойства

Непрозрачный

Тает быстро, превращается в воду.

Не скользкий

Бесцветный

Прозрачный

Медленно тает, превращается в воду.

Плотный,твердый, упругий, хрупкий.

Снег и лёд – это зимние развлечения для ребят.


В результате проведенных опытов и наблюдений, мы узнали, что снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано.

Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи.

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка.

«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

« Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». К.Э. Циолковский

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Похожие публикации