Подлинные портреты турецких султанов и их жен. Знаменитые жены турецких султанов: Баффо

Все наверняка видели знаменитое фото с некрасивый, толстой женщиной, якобы любимой женой султана и у многих сложилось мнение, что все женщины там были такие, если уж эта была любимой. И это ложь. Гарем это разнообразие лиц, тел и образов. Впрочем, смотрите сами

Вот то самое фото, которое сложило мнение многих о гаремах. А теперь посмотрим — так ли это на самом деле

Эти фото ходят по интернету с подписью «Гарем». На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати.

Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

А вот и настоящие фото женщин из гаремов султанов разного периода. Османская одалиска, 1890

Фотографий немного, т.к., во-первых, вход в гаремы мужчинам был запрещен, а, во-вторых, фотография только начинала свое развитие, но сохранились некоторые снимки, картины и прочие свидетельства о том, что в гаремы отбирались исключительно самые красивые представительницы разных народов.

Женщины в гареме, 1912

Женщина в гареме с кальяном, Турция, 1916

Женщины из гарема, выехавшие на прогулку. Фото из Музея Перу (Стамбул)

Наложница, 1875 год

Гвашемаша Кадин Эфенди, жена Султана Абдула Хамида II

Её мать, Геверин Недак Сетеней, вместе со своей сестрой была похищена турецкими работорговцами около 1865 года в Черкесии, незадолго до этого опустошённой русскими войсками, и продана в рабство в гарем султана Абдул-Азиза I. По дороге в Стамбул сестра Геверин, не желая быть рабыней, выбросилась за борт корабля и утонула.

Особой популярностью в гаремах пользовались черкесские женщины за их красоту и изящество

Картина французского художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома «Черкесская женщина под покрывалом», написанная им во время путешествия в Стамбул в 1875-76 годах. На картине предположительно изображена Недак Сетеней, мать Гвашемаш.

Гюльфем Хатун (осман. گلفام خاتون,тур.Gülfem Hatun) - вторая наложница османского султана Сулеймана, мать шехзаде Мурада, черкешенка

Совсем юная черкешенка в гареме Султана

Хюрем Султан, та самая Роксолана (1502-1558) была его наложницей-фавориткой, а затем главной и законной женой османского султана Сулеймана Великолепного

Принцесса Дурру Шевар (1914 — 2006) принцесса Берара и императорская принцесса Османской империи, жена Азама Яха, старшего сына седьмого и последнего Низама Хидерабадского

А посмотрите не детей и членов королевской семьи. Красота же! Дюррюшехвар Султан, дочь последнего халифа Абдулмецида Эфенди и внука Османского султана Абдулазиза

Принцесса Бегум Сахиба Нилуфер Ханум Султана Фархат

Назиме Султан и халиф Абдулмецид Султан

Айсе Султан (Османоглу) II. Она является дочерью Абдулхамита

Дюррюшехвар Султан с отцом и мужем. 1931 год.

А вот фото реальных турецких женщин (период 1850-1920 годов). Не в гареме, правда, но туркам явно было из кого выбрать себе жену

Поклонники сериала «Великолепный век» нашли реальные фото наложниц гарема.
Как выяснилось, дамы мало похожи на героинь популярного сериала.

Героиня популярного сериала и портрет её реального прототипа.


В феврале поклонники «Великолепного века» попрощались с турецким сериалом, который транслировался в России более трех лет с очень высоким рейтингом.

Сердца домохозяек покорила история русской девушки Александры, которая в 1520 году попала в гарем султана Сулеймана. Впоследствии женщина стала любимой женой Сулеймана. А затем приняла ислам, получив имя Хюррем.

Российского зрителя подкупил не только закрученный сюжет «Великолепного века», наполненный интригами и неожиданными поворотами событий, но и очень красивые актрисы.

Анис аль-Долех или "Задушевный Друг Державы"


Кстати говоря, после того как «Великолепный век» из-за беременности покинула исполнительница роли Хюррем Султан актриса Мерьем Узерли, многие домохозяйки перестали смотреть фильм. Поскольку, по их мнению, актриса Вахиде Гердюм, заменившая в сериале Узерли, не обладает такой роскошной внешностью, как Мерьем.

Хотя, если посмотреть портреты настоящей Хюррем Султан, то ее тоже нельзя было назвать красавицей. По мнению историков, русская жена султана Сулеймана отличалась скорее умом и житейской хитростью, чем идеальной внешностью.

Между тем, блогеры нашли любопытные фотографии гарема иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, который властвовал с 1848 по 1896 год.

А это несравненная Ансиодолла (сидит)


Счастливый многоженец.



Эти фотографии интересны тем, что можно посмотреть, как на самом деле выглядели наложницы гарема.

По словам блогеров, шах любил фотографировать своих любимых жен, поэтому до нас и дошли эти уникальные снимки.

Исследователи пишут, что в гареме у иранского шаха было около 100 жен.

Блогеры нашли фото любимых жен шаха. Судя по снимкам, эти женщины по современным критериям красоты далеки от идеала. Да и совсем не похожи на героинь сериала «Великолепный век», в котором все наложницы султана Сулеймана, как на подбор, красавицы.

Многие блогеры, увидев реальные фото гарема, в шутку заметили, мол, если так выглядели любимые жены шаха, то страшно представить, как выглядели нелюбимые...

Мнение специалиста: "У каждого свои представления о женской красоте!"

Могу сказать одно: на этих фотографиях мы видим жен шаха, - сказал "КП" кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Васильевич Долгов. - Это не мужчины и не гермафродиты, как подумали многие, увидев эти фото. Нельзя сказать, что подобных обитателей в гареме не было. Но это были отдельные редкие случаи, которые держались в секрете, поскольку Коран, как и другие религии, запрещает подобные вещи. А красавицы эти женщины или нет-какая разница? На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. В растительности на лице наложниц гарема тоже не вижу ничего удивительного. Небольшие усики характерны для восточных женщин. Если женщины специально подрисовывали себе усы, то просто владельцу этого гарема нравились такие дамы. В других гаремах я не слышал про такую моду.

А вот сросшиеся брови смело можно назвать элементом моды того времени. Что касается полноты обитательниц гарема, то в 18 и 19 веке там было очень много упитанных женщин. Более того, полнота считалась признаком красоты. Женщин специально плотно кормили и практически не давали им двигаться, чтобы они становились такими же полными, как дамы на этих фотографиях.

«Великолепный век» отметился очередной закруткой сюжета: бывший жених Лука пишет портрет Александры с новым возлюбленным – султаном. Недобрые восточные художники, малюющие прелестные миниатюры, с тихим возмущением относятся к портретной живописи – ислам запрещает изображать людей и животных. Вместе с тем, в музеях Турции сохранились прижизненные портреты правящей верхушки, начиная с завоевания Константинополя.

Сулейман и Хюррем позируют Луке в сериале «Великолепный век»

В восточной стране женщина столетиями была ограничена рамками гарема, то есть не публична. Но уникальную госпожу Хюррем интересовали не только дети и благотворительность, она была женой и соправительницей, вместе с нею Сулейман принимал иноземных послов, поручал милой умнице вести дипломатические беседы. Султанша — украшение дворцовых празднеств и посольских приёмов, владела помимо родного, польским, греческим, итальянским, французским, турецким, персидским, арабским языками. Ислам приняла искренне, но паранджу не носила и многие счастливчики могли лицезреть «русскую султаншу».

Кулёк на голове — привычный убор Роксоланы, но где украшения?

Хасеки вела переписку не только с иностранными государями и влиятельными вельможами, но и с философами, художниками. И они не решились увековечить её образ?

Сохранились записи венецианских послов, видевших султаншу воочию. С долей истинного уважения докладывалось: жена Сулеймана Великолепного — не самая ослепительная красавица, но при этом невероятно мила, изящна, элегантна. Стоит учесть, Хюррем в то время было за пятьдесят (для XVI века — возраст зрелый-перезрелый), она уже более тридцати лет прожила рядом с султаном.

В картинной галерее Флоренции проходила выставка портретов знати Османской империи.

Среди увенчанных тюрбанами падишахов и их царедворцев затесался единственный женский образ – Хюррем. Поговаривают, с разрешения Сулеймана Великолепного, его жена позировала живописцу из Венеции.

Тинторетто, Портрет женщины в восточном платье, около 1550 года

В венецианской делегации явно был художник, чьими набросками мог воспользоваться Тинторетто. Около 1560 года из-под кисти мастера вышел «Портрет женщины в восточном костюме», полагают той самой Роксоланы. Художник Якопо Робусти (1518/19–1594) по прозвищу Тинторетто – ученик Тициана, современник Хюррем, Италию никогда не покидал, а русская султанша провела замужние годы в пределах второй родины.

Гарем был закрыт для художников, но посольские приёмы Хасеки посещала исправно. Живописцы в ту пору нередко входили в состав дипломатических делегаций, ведь фотоаппаратов и кинокамер ещё не изобрели. Султанша пребывала на государственных церемониях официально, не закрывая лица. Почему бы не родиться её портрету? И такое случилось. Известен прижизненный портрет Хюррем в графическом стиле. Авторство приписывают неведомому Мэтью Пагани (Mathio Pagani). Рядом такой же портрет Сулеймана Великолепного – одних рук дело. Но черно-белая гамма хранит тайну цвета волос Хасеки: рыжая или брюнетка?

Мельхиор Лорк (Melchior Lorck) — датский художник и гравёр, архитектор, картограф и дипломат родился (1526/27) в аристократической семье во Фленсбурге. В 1543 году юный Лорк поступил в подмастерья к ювелиру в Любеке. Потом четыре года учился за границей, получая стипендию датского короля Кристиана III. В 1553 году, после работы на графа Палатинского, Лорк с дипломатической делегацией направлен императором Фердинандом I в Турцию, где провёл три с половиной года, делая зарисовки портретов и жанровых сценок. Рисунки созданные в Османской империи уцелели не все, большая часть работ доделана художником в Вене на основе ранних набросков. Портрет любимой жены Сулеймана Великолепного создан Лорком в 1581-ом, через двадцать три года после смерти Хюррем (1558). Но наброски к портрету художник очевидно делал с натуры. Мельхиор Лорк изобразил султаншу с розой в руке — символом королевской власти и роскошным головным убором, расшитым драгоценными камнями. Не забыл подписать: русская султанша.

Мельхиор участвовал в подготовке триумфальной коронации императора Максимилиана II, за что живописцу и трём его братьям пожаловано дворянство. В ноябре 1564 года художник получил звание «джентльмен императорского двора». Мельхиор Лорк умер в 1583 году, оставив неопубликованной книгу о Турции. Сокращённый вариант мемуаров издаст в Гамбурге Мишель Геринг в 1626-ом.

На турецких миниатюрах позвякивают ожерелья и серьги, но более ёмкое представление об ювелирных вкусах османов дают картины западных художников, посещавших Стамбул. Им довелось лицезреть настоящие оттоманские ювелирные изделия (даже если живописцы не допускались в гарем).

Неизвестный художник, Роксолана, XVII век, Британская королевская коллекция


Вот они все - 35 голов, висят на стене в стамбульской бане (!)

Баня в историческом центре, видимо на месте старой римско-византийской, вполне функционирует, 30 евро за вход, банщик/услуги - отдельно...


Предбанник

Но вернемся к султанам, по порядку, слева направо, сверху вниз (верхняя фотка, естественно, кликабельная - чтобы лучше рассмотреть персонажей):

1) Осман I (1299-1326) Гази - "Борец за веру"
Основатель династиии (и гос-ва на базе небольшого феодального владения распавшегося Румского султаната сельджуков), "собиратель земель", сын Эртогрула . Бей

2) Орхан I (1326-1359)
Женат на дочери византийского императора Иоанна VI . "Изобрел" янычар (юных христианских пленников - позже поступали в виде налога/дани - обращали в ислам и воспитывали из них воинов). При нем турки перешли в Европу и заняли Галлиполи. Бей

3) Мурад I (1359-1389)
Значительно расширил европейские владения турок. Первым принял титул султана. В борьбе за трон победил своих братьев. Убит сербом М.Обиличем (подобрался к султану под видом перебежчика; видимо у сербов это забава такая - в 1914 году похожее приведет к 1-й мировой...) во время битвы на Косовом поле. Византия стала фактическим вассалом турок

4) Баязид I (1389-1402) - Йылдырым - "Молниеносный"
Ввел превентивное братоубийство. Женат на дочери захваченного в плен на Косовом поле и казненного сербского князя Лазаря . На голову разбил крестоносцев под Никополем (1396), большую часть знатных пленных казнил (вместо выкупа!). Завершил покорение Сербии и Болгарии. Осаждал Константинополь. Потерпел поражение от Тимура , взят в плен, жил в железной клетке (протянул недолго), "работал" подставкой для ног

5) Мехмед I (1413-1421) - Челеби - "Ученый"
Собрал империю после ее развала на части из-за похода Тимура, победил своих братьев, минимизировал потери от 10-летних междоусобиц. В качестве заложника при его дворе нек-рое время находился Влад Дракул - сын Мирчи Валашского

6) Мурад II (1421-44, 1446-51)
Осаждал Константинополь. Разбил крестоносцев при Варне (1444) и на Косовом поле (2-я битва, 1448 год), решив судьбу Балкан. В Албании боролся с Г.К.Сканденбергом . На 2 года "уходил в отставку" в пользу своего сына.

7) Мехмед II (1444-46, 1451-81) Фатих - "Завоеватель"
Захватил Константинополь, принял титул "Кайзер а-Рум" - Римского цезаря. Захватил Трапезундскую империю. При нем Крымское ханство стало турецким вассалом. Произвел набег на южную Италию (1480-81)

8) Баязид II (1481-1512)
При нем начались столкновения с персидскими шиитами (и их сторонниками внутри империи) и мамлюками. Брат Джем бежал на Запад, его пытались использовать в борьбе с турками. Самая значительная волна иммиграции испанских евреев пришлась на его правление. Отрекся от престола.

9) Селим I (1512-1520) Явуз - "Свирепый"
Взбунтовался против отца, после поражения бежал в Крым. Вернулся, отравил отрекшегося отца (по слухам) и перебил всю родню мужского пола (братьев, племянников и т.д.). Устроил этно-религиозную чистку шиитов в пограничных с Персией р-нах (примерно 45.000 трупов). Завоевал Сирию, Палестину и Египет (1516-17 гг, в Каире примерно 50.000 трупов, в т.ч. 800 мамлюкских беев). Первым принял титул халифа, получил ключи от Мекки и Медины (и Иерусалима - до кучи).

10) Сулейман I (1520-66) Канун - "Справедливый"
Захватил Родос, поделили Венгрию с Габсбургами (начало противостояния). Неудачное соперничество с португальцами в Индийском океане (вплоть до Суматры, за это казнен адмирал Пири-Рейс ). Осаждал Вену и Мальту. Захватил Месопотамию (с Багдадом, 1534), Триполитанию (1541), Судан (1557). Вторгался в Марокко и Эфиопию. Планировал построить канал из Нила в Красное море. При нем ахвачен в плен и казнен Дм.Вишневецкий (Байда). Османский флот базировался на Марсель (под командой Х.Барбароссы) . Любимая жена - Роксолана из Южной России (с нее начинается эпоха вмешательства в политику султанских жен и тещ). Выпустил общий свод законов империи. При нем Синан построил мечеть Сулеймание. Главный персонаж сериала "Великолепный век" (если что я не смотрел!)

11) Селим II (1566-74) Сархош - "Пьяница"
Первое неудачное столкновение с Россией из-за Астрахани, планировал построить Волго-Донский канал (1569). Захватил Кипр (1571). Потерпел морское поражение при Лепанто (1571, на Западе значение преувеличено). Отвоевал Тунис (1574). Дал монополию торговли спиртным своему приближенному еврею - Иосифу Наси (по слухам тот хотел стать королем Кипра, но султан решил, что доходов от "шинков" достаточно). Провел тотальную конфискацию недвижимости православной церкви (с правом выкупа на аукционах, выжили немногие богатые монастыри и приходы). При нем Синан построил в Адрианополе мечеть Селимие (купол по диаметру почти равен Св.Софии, к-рую Селим II отремонтировал). Утонул в бассейне.

12) Мурад III (1574-1595)
Завоевал все Закавказье (очередная война с Персией). Поход к берегам Мозамбика (1585 и 89). Приказал казнить своих братьев немым, передавая им шелковые платки для удушения со слезами на глазах (как пишет его врач-еврей - ну как тут не вспомнить "Симпсонов" - Африка, на плакате мужик, таксист: "это наш новый президент, хороший человек - пришел к власти, не пролив ни капли крови - всех передушил!"). При нем гарем разрастается и приобретает черты "теневого" королевского дворца (сотни живущих и служащих). Вселенский Патриархат лишается храма Паммакаристос и переезжает в церковь Св.Георгия в р-не Фенер (где и находится по сей день). Порча денег из-за революции цен (Открытие Америки).

13) Мехмед III (1595-1603)
Последний султан, к-рый прошел практику гос.управления до вступления на престол руководя провинцией.

14) Ахмед I (1603-17)
Потерян Азербайджан. Не занимался братоубийством - просто держал родственников взаперти в гареме. При нем ученик Синана построил Голубую мечеть (единственную с 6 минаретами и первую имперскую мечеть не на средства от завоеваний) и капитально отремонтировал Св.Софию.


27 апреля 1494 г. родился 10-й правитель Османской империи, султан Сулейман I Великолепный, периоду правления которого посвящен один из самых популярных турецких сериалов «Великолепный век». Его выход на экраны вызвал неоднозначную реакцию у публики: рядовые зрители с интересом следили за перипетиями сюжета, историки возмущенно комментировали большое количество отступлений от исторической правды. Каким же на самом деле был султан Сулейман?


Главные герои сериала *Великолепный век*

Сериал рассчитан в первую очередь на женскую аудиторию, поэтому центральной сюжетной линией в нем стали взаимоотношения султана с многочисленными обитательницами гарема. Потомок 33-го султана Османской империи Мурада V, Осман Салахаддин возражает против подобной расстановки акцентов: «Он правил 46 лет. В походах за эти годы преодолел почти 50 тысяч километров. Не на «Мерседесе», а верхом на коне. На это уходило много времени. Поэтому султан просто физически не мог так часто бывать в своем гареме».


Франциск I и султан Сулейман

Конечно, фильм изначально не претендовал на статус документального исторического кино, поэтому доля художественного вымысла в нем действительно велика. Консультант сериала, доктор исторических наук Э. Афйонджи поясняет: «Мы перелопатили массу источников. Перевели записи венецианских, немецких, французских послов, которые в то время посещали Османскую империю. В «Великолепном веке» события и личности взяты из исторических источников. Однако личную жизнь падишаха из-за нехватки информации пришлось додумывать самим».

Султан Сулейман принимает правителя Трансильвании Яноша II Запольяи. Старинная миниатюра

Султана Сулеймана не случайно называли Великолепным – он был такой же фигурой, как Петр I в России: инициировал множество прогрессивных реформ. Даже в Европе его называли Великим. Империя во времена султана Сулеймана завоевала обширные территории.


Фрагмент гравюры *Баня турецкого султана*

В сериале смягчили истинную картину нравов того времени: общество показано более светским и менее жестоким, чем было на самом деле. Сулейман был тираном, как утверждает Г. Вебер, ни родство, ни заслуги не спасали от его подозрительности и жестокости. При этом он боролся со взяточничеством и сурово наказывал чиновников за злоупотребления. Вместе с тем, он покровительствовал поэтам, художникам, архитекторам и сам писал стихи.


Слева – А. Хикель. Роксолана и султан, 1780. Справа – Халит Эргенч в роли султана Сулеймана и Мерьем Узерли в роли Хюррем

Конечно, экранные герои выглядят куда более привлекательными, чем их исторические прототипы. Сохранившиеся портреты султана Сулеймана запечатлели человека с тонкими чертами лица европейского типа, которого сложно назвать красивым. То же самое можно сказать и о Хюррем, известной в Европе как Роксолана. Женские наряды в сериале отражают, скорее, европейскую моду, чем османскую, – таких глубоких декольте во времена «великолепного века» не было.


Мерьем Узерли в роли Хюррем и традиционный османский наряд


Интриги и склоки между Хюррем и третьей женой султана Махидевран, которым в фильме уделяется большое внимание, имели место и в реальной жизни: если бы наследник престола, сын Махидевран Мустафа пришел к власти, он бы убил детей Хюррем, чтобы избавиться от конкурентов. Поэтому Хюррем опередила соперницу и не замедлила отдать приказ об убийстве Мустафы.



Сотрудник Института востоковедения РАН С. Орешкова обращает внимание на то, что гарем показан не совсем таким, каким он был на самом деле: «Удивляет, что в сериале наложницы и жены Сулеймана так свободно гуляют. При гареме был сад, и там с ними могли быть только евнухи! К тому же в сериале не показано, что гарем в те времена – это не только место, где жили жены султана с детьми, прислуга и наложницы. Тогда гарем был отчасти как институт благородных девиц – в нем содержалось много воспитанниц, которые не метили в жены правителя. Они обучались музыке, танцам, поэзии». Поэтому не удивительно, что некоторые девушки мечтали попасть в гарем к султану.

Похожие публикации